кредит под 0%

Кредиты под нулевой процент – это миф, и часто, обман

22.10.2018

Новости

В последнее время появилось очень много рекламы от финансовых компаний с предложением услуг беспроцентного кредитования. В рекламе утверждают, что можно получить кредит под 0%, без комиссий, процентов и штрафов, одним словом, вернуть ровно столько, сколько взял, и ни копейкой больше. Так ли это на самом деле? Повышенный спрос на такого рода услуги во многом объясняется низким уровнем финансовой грамотности и отсутствием регулятивного органа, который бы защищал и отстаивал интересы простых украинцев.

Екатерина Рожкова, занимающая должность первого замглавы Нацбанка прокомментировала бесконтрольную ситуацию на рынке микрокредитования, и объяснила почему НБУ не может оказать влияние на сложившуюся ситуацию.

В теории, финансовый рынок в состоянии саморегулироваться без внешнего воздействия, именно так считал Адам Смит, основоположник теории рыночной экономики. Спустя 100 лет после формирования данной концепции, другой экономист, Джон Милль, предложил иную концепцию работы финансового рынка, признав, что финансовый рынок не может существовать без контроля и регулирования.

В наше время ни у кого не вызывает сомнений необходимость регулирования финансовых взаимоотношений между игроками рынка внутри каждой отдельно взятой страны, а также всего мира в целом. В каждой стране мира, где есть финансовый сектор, присутствует регулятор, отвечающий за деятельность его игроков с точки зрения надежности, прозрачности и легальности их бизнеса, используемых инструментов. Кроме того, по данным Мирового банка в 97-ми странах мира из 109 регулятор отвечает также за правила взаимоотношений финансовых учреждений с потребителями. Но не в Украине.

В далеком 2011 году Госпотребстандарт вычеркнул финансовые услуги из своего перечня, этот шаг повлек за собой перенос ответственности за контролем финансовых взаимоотношений на главного регулятора, на НБУ.

«И это логично – кому, как не Нацбанку, разбираться в банковских вопросах. Но сейчас, не имея законного мандата на защиту прав потребителей, НБУ может только погрозить пальцем или написать устрашающее письмо. Ситуацию может изменить принятие законопроекта 2456д «О защите прав потребителей финуслуг» – именно он возложит на Нацбанк обязанность работать с нарушениями в отношении клиентов.

Чем этот закон поможет потребителю? Например, одна из многочисленных ныне финансовых компаний рекламирует свои услуги и предлагает получить выгодный кредит под мизерный процент 0,01% или вовсе под 0%. В реальности любой грамотный человек понимает, что это невозможно, а значит, кредитор манипулирует и обманывает потребителей своих услуг. Реальную процентную ставку заемщику сообщат в момент подписания договора, поставив его перед очевидным фактом. Но и это не все, как правило, в таких кредитах очень грамотно прописывается пеня, штрафы и комиссии, что удорожает кредит, а в случае просрочки ввергает заемщика в неподъемную кабалу.

Также под действие нового регулирующего инструмента будут подпадать ситуации, когда навязывают использовать инструменты какой-либо определенной организации. Например, навязывают оформить карту определенного банка, чтобы иметь возможность получить необходимую потребителю услугу. Навязывание обязательного страхования в определенной страховой компании, и др.

На данном этапе новый закон находится в стадии подготовки, по нормам этот период может длится до 3 месяцев от даты вступления в силу, и еще 3 месяца для подготовки соответствующего подразделения в самом НБУ.

Закон «О защите прав потребителей финуслуг» позволит нормализовать обстановку на финансовом рынке кредитования. Потребители смогут получать честную и адекватную информацию о необходимой услуге. Зная, что НБУ контролирует и следит за деятельностью финансовых компаний, потребитель будет уверен, что его не обманут, что он находится под защитой государства, а значит, может быть спокоен. Косвенно это повысит доверие потребителей к финансовым институтам и компаниям, они будут спокойны за свои сбережения и будут хранить их не под подушкой, а в банках.

Начав с использования базовых финуслуг, он переходит к новым, более сложным, что дает дополнительный приток средств в инструменты финтеха и фондового рынка. Деньги потихоньку перекочевывают из «серой» наличной зоны в «белую» – безналичную. Теневая экономика сокращается, легальная – растет. С ней растет и макрофинансовая стабильность.

Понятно, что эти процессы произойдут не сразу. Доверие клиентов – самый дорогой актив. Два с половиной десятка лет ничего особо не делалось, чтобы его получить. Но если мы начнем прямо сейчас – уже через несколько лет качество услуг для клиентов в финсекторе несравнимо вырастет. А вместе с ним вырастет и новая генерация клиентов. Главное – начать прямо сейчас. 

Похожие новости

Володимир (26 років)
подан запрос на

2000 грн

Володимир (26 років)
получен кредит на

2000 грн

n