закон о защите прав потребителей

Нацбанк хочет взять под свой личный контроль защиту прав потребителей финансовых услуг

15.06.2019

Новости

НБУ собирается усилить контроль за качеством предоставления финансовых услуг банковскими и небанковскими организациями. В соответствие с этим намерением, регулятор представил новую концепцию защиты прав потребителей, которая изменит принципы предоставления финансовых услуг, а именно, правила раскрытия информации, правила информирования о стоимости услуг, правила общения и обслуживания клиентов. Также в НБУ будет создан отдельный орган управления, которое будет заниматься работой над внедрением новой концепции, и контролем защиты прав потребителей.

Уже разработаны основные направления деятельности новой концепции, и Нацбанк собирается обсудить ее с представителями общественности, банками и различными финансовыми компаниями. Конкретные даты обсуждения будут опубликованы на официальном сайте регулятора.

Какие преграды стоят на пути новой концепции

В 2017 году был принят закон «О потребительском кредитовании», за 2 года работы этот закон не смог помочь улучшить ситуацию в финансовой сфере и рынке кредитования. Защита прав потребителей, оказалась неэффективной. То же самое можно сказать и о защите прав кредиторов.

Изменить положение мог отдельно принятый законопроект (№2456-д), о защите прав потребителей, но, к сожалению, в настоящее время этот законопроект продолжает находиться на рассмотрении в Верховной Раде.

Несмотря на это, и не оставляя надежд на принятие Верховной Радой указанного законопроекта, Национальный банк решил предложить рынку другой путь защиты прав потребителей, и разработал ряд нормативно-правовых актов, которые даже при отсутствии соответствующего законодательства смогут урегулировать болезненные вопросы в отношениях клиентов и финансовых учреждений. В частности, регулятор подготовил проекты документов, которые должны урегулировать как систему раскрытия информации о финансовых продуктах и ​​услугах - болезненную тему в отношениях потребителей и финучреждений - так и подходы банков и самого НБУ к обработке жалоб граждан.

Что буде в новой концепции

Новая концепция будет иметь три основных направления деятельности.

  1. Нацбанк хочет установить на рынке финансовых услуг одинаково честные для всех ее участников правила предоставления информации о своих финансовых продуктах. На сегодняшний день этот принцип абсолютно не соблюдается, иногда с умыслом, иногда, нет. Финансовые компании не предоставляют полный и понятный клиентам перечень данных о своих услугах. В результате, это вводит в заблуждение, и как результат, к недовольству и недоверию со стороны потребителей. Потребители ожидают получить услугу, обернутую в красивую рекламную обертку, а по факту получают совсем иное.
  2. Будет предложен единый формат общения собственно банков с клиентами при получении жалоб, определенные сроки и содержание обращений и ответов. Это позволит банкам получать надлежащую информацию о нарушениях, а клиентам обоснованный, а не абстрактный ответ.
  3. Будет расширена функция, отвечающая за защиту прав потребителей в самом Нацбанке. В частности, увеличение количества сотрудников, отвечающих за эту задачу, позволит улучшить информированность клиентов о своих правах и предоставит НБУ возможность проверять соблюдение банками правил рыночного поведения. Фактически НБУ станет «защитником последней инстанции» для потребителей финансовых услуг в случаях, когда финансовые учреждения не в состоянии обеспечить защиту их прав.

Заместитель председателя НБУ Роман Борисенко прокомментировал инициативу своего ведомства так: «Мы уверены, что банки поддержат нашу инициативу, ведь, по большому счету, это не попытка ограничить банки и финансовые компании, а намерение инвестировать в будущее. Если потребитель будет доверять финансовым компаниям, то станет доверять свои деньги в больших объемах.

Кроме того, необходимо помнить, что, подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС, мы взяли на себя обязательства унифицировать регуляторные нормы в финансовом секторе с законодательством ЕС, и улучшение защиты прав потребителей - важный этап в этом процессе».

Похожие новости

Володимир (26 років)
подан запрос на

2000 грн

Володимир (26 років)
получен кредит на

2000 грн