закон

Возможности нового закона по защите прав потребителей

25.10.2019

Финансы

Подписанный Президентом Закон о защите прав потребителей финансовых услуг, уже вступил в силу, но введется он в действие в начале следующего года, то есть через три месяца со дня размещения в официальных ЗМИ.

Согласно нормам этого закона, контролирующие функции по защите прав потребителей на финансовом рынке будут возложены на НБК, НКЦБФР и Нацкомфинуслуг. Эти регуляторы будут иметь регламентирующие и контролирующие полномочия относительно большинства финансовых учреждений, которые осуществляют лицензированную деятельность на рынке финансовых услуг: банковские учреждения, страховые и лизинговые компании, ломбарды, инвестиционные и доверительные общества, кредитные союзы и организации накопительного пенсионного обеспечения.

Следует отметить важную деталь, что стихийные кредитные учреждения, незарегистрированный форекс-брокеры и ломбарды, как и прежде, будут работать бесконтрольно.

Наиболее распространенные нарушения прав потребителей

Среди наиболее частых нарушений прав потребителей финансовых услуг аналитики выделяют следующие;

  1. Неполная или недобросовестная информация о предоставляемых финуслугах. Зачастую, банки в рекламе своих услуг и при общении с клиентами называют только процент по займу, но не упоминая при этом о «скрытых платежах»: услугах посреднических организаций, стоимости расчетно-кассового обслуживания, платежах за оформление кредита, за его долгосрочное погашение и пр.
    Это приводит к тому, что заемщик не может реально оценить свои возможности из-за неправдивых сведений и, в итоге, задолженность переходит в разряд проблемной.
  2. Самостоятельное изменение кредитными учреждениями условий договора без уведомления об этом заемщика. Кредиторы практикуют самостоятельное изменение самых значимых условий договора, таких как повышение ставки по кредиту. При чем публикуют информацию об этом только на своих официальных сайтах, в итоге клиенты узнают о росте задолженности уже из присланных им исковых заявлений.
  3. Невнимательность и халатность самих заемщиков. Клиенты финансовых учреждений нередко невнимательно читают договор кредитования или вообще не знакомятся с ним, а потом жалуются на недобросовестность и обман со стороны банка.

В любом случае, клиентам банковских учреждений не предоставляется полная, понятная и достоверная информация.

Принятый Закон призван оздоровить и вывести на более доверительный уровень отношения между потребителями и финансовыми учреждениями:

  • Все учреждения финансового рынка будут обязаны предоставлять реальную информацию о стоимости услуг, в которую должны включаться суммы за дополнительные и страховые услуги, за оформление кредита и за кассовое обслуживание. Для каждого заемщика вводится паспорт потребительского кредита, где и можно будет найти всю необходимую информацию;
  • Учреждение, работающие на рынке финансовых услуг, будут обязаны предоставлять по требованию клиента все документы о финансовой деятельности и государственной регистрации. Таким образом заемщик сможет оценить надежность законность деятельности организации.
  • Станет невозможным увеличение ставки по займу без предварительного согласия клиента, а также взимание с плательщика штрафов при досрочном погашении кредита;
  • Единый формат расчета общей стоимости кредита для всех типов финансовых учреждений предусмотрен положениями закона, что исключит соблазн для кредиторов включать в стоимость услуг «скрытые» платежи;
  • В законе прописано право клиента отказаться от договора при соблюдении определенного срока;
  • Предусматривается административная ответственность для финучреждений за нарушение норм закона: от 50 до 100 необлагаемых минимумов;
  • Кредитные учреждения, которые не имеют лицензии на предоставление финансовых услуг, не смогут проводить рекламные компании по продвижению своего продукта;

Похожие новости

Володимир (26 років)
подан запрос на

2000 грн

Володимир (26 років)
получен кредит на

2000 грн

n