
Как не стать жертвой телефонного мошенничества
13.04.2018
Согласно статистике, в прошлом году в результате телефонного мошенничества со счетов украинцев было украдено порядка 275 миллионов гривен. Чаще всего мошенники стремятся заполучить доступ к данным банковских карт, аккаунтам интернет банкинга и персональной информации, находящейся в телефонах украинцев.
Как только стало возможным хранить и оплачивать услуги с помощью электронных средств взаиморасчетов, мошенники сразу начали искать возможности заполучить чужие данные в свои руки. Активное развитие информационных технологий стало причиной роста уровня киберпреступлений. В 2017 году в результате действий киберпреступников мировая финансовая система потеряла более 600 млрд долларов.
В Украине уровень мошенничества с банковскими картами удалось локализовать. Если в прошлом году было потеряно 275 миллионов, то годом ранее, в 2016 году мошенники украли 340 миллионов гривен. Основной способ кражи денег – это звонок, якобы, от работника банка. Со временем удалось выяснить основные способы развода, но и мошенники не сидят сложа руки, постоянно придумывая новые способы.
Популярнейшая схема мошенничества – СМС сообщение о блокировке банковской карты
Многие украинцы сталкивались с ситуацией, когда на телефон приходило СМС сообщение с информацией о блокировке карты. Само по себе такое сообщение должно вызвать настороженность, так как приходит либо с неизвестного номера, либо, вовсе от скрытого абонента. Мошенники стараются напугать свою жертву, ведь в стрессовом состоянии человек может не обратить внимание на странные и неестественные вопросы. Мошенники просят перезвонить на указанный в СМС номер. Если доверчивая жертва перезванивает на указанный номер, мошенники, представляясь представителями банка, узнают данные карты, пин код и другую информацию, а затем, получив доступ к счету, снимают все доступные средства. По данным киберполиции, за последний год участились случаи подобного мошенничества, причем, локация абонента, представляющегося работником банка, чаще всего исходит из Донецкой и Луганской областей. Если ранее для связи с жертвой использовали обычные номера телефонов, то в последнее время участились случаи использования коротких, четырехзначных номеров (платная услуга операторов мобильной связи). Такие номера используют сами операторы и различные организации, часто банки. Эти мошенники пытаются копировать деятельность банка и вызвать доверие жертвы.
Что делать, чтобы не стать жертвой подобной схемы
Главное правило – оставаться спокойным и не поддаваться панике. Сама по себе потеря или блокировка вашей карты не позволит мошеннику получить доступ к денежным средствам на карте. Важно не потерять пин код карты и не дать доступ к нему третьим лицам.
В случае утери карты или ее блокировки никто и не при каких случаях не просит сообщить пин код вашей карты. Любые попытки подобного характера необходимо игнорировать.
Что просят сообщить мошенники
- Спрашивают пин код, дату и номер карты
- CVV код карты (расположен на обратной стороне карты)
- Проверочный пароль, который приходит на ваш телефон при совершении операций с вашей картой/счетом
- Совершить авторизацию или перевод с вашей карты на другую.
Мобильность и практичность, но вместе с тем и риск
Доступ к интернет банкингу с телефона – это удобно и практично, но также это повышенный риск. Дело не только в возможности оплатить покупку. Современные мобильные приложения позволяют быть в курсе состояния своего счета, оплачивать и принимать оплату, совершать оплату коммунальных платежей и прочее. Для этого необходимо установить на свой телефон соответственное мобильное приложение и связать со своей картой. Именно такую схему раскрыли в Украине в 2018 году. Приложение для телефонов на операционной системе android получало информацию о карте владельца, данные из смс о кодах авторизации и передавало ее злоумышленникам. Жертвами этого приложения стали 6,5 тысяч телефонов, были получены персональные данные 1,3 тысячи карт.