финуслуги

Как будут защищать потребителей финуслуг

10.10.2019

Новости

Ольга Лобайчук, руководитель управления защиты прав потребителей финуслуг, объяснила, какие задачи и требования стоят перед НБУ после утверждения Верховной Радой закона о защите прав потребителей финансовых услуг. Данный закон предусматривает наказание для финансовых учреждений за неправдивую или неполную информацию, за скрытые комиссии, за принуждение к дополнительным услугам. Министерство финансов постоянно анализирует и обобщает поступающие от потребителей финансовых услуг жалобы. По итогам 2018 года регулятор принял 13000 жалоб, а это около двухсот заявлений за один день. В текущем году просматривается тенденция к значительному росту количества жалоб. Работа с жалобами клиентов наладить диалог и решать возникающие проблемы с банками и заемщиками.

Наиболее часто возникает вопрос о непрозрачности процентов и комиссий. Заемщик оформляет кредит, например, под 40%, а в итоге вынужден заплатить в два раза больше. В основном люди оформляют кредиты на покупку самых необходимых вещей, но из-за того, что представители банка что-то не досказали, что-то преднамеренно утаили, люди не до конца понимают, сколько надо платить за кредит. В итоге, займ переходит в категорию проблемных.
В случае, если выяснилось, что проценты по кредиту намного выше, чем предполагал заемщик, ни в коем разе нельзя просто не платить кредит. Следует обратиться в банк, при возможности сразу же заплатить всю сумму займа. Если это невозможно, то можно реструктуризировать кредит или оформить новый на более выгодных условиях.

Принятый закон по защите прав потребителей финуслуг предусматривает ответственность за неполное раскрытие данных о процентной ставке и комиссиях по кредиту, В законе утверждена формула расчета ставки, которой должны пользоваться все финансовые банковские и небанковские учреждения. За нарушение этого пункта закона за НБУ закреплено право применения санкций к нарушителям: предупреждение, штрафы, изъятие лицензии. Суммы штрафов для банка колеблются от 50 до 600 необлагаемых доходов, а для ответственных работников – до 500 необлагаемых минимумов.

Для более удобного ознакомления клиента с условиями кредитного договора в законе прописано, что сам текст договора должен быть напечатан 14-ым шрифтом, без мелких вставок и примечаний. Так заемщик сможет без усилий ознакомиться с пунктами договора, чтобы сравнить с такими же продуктами в других банках и выбрать наиболее приемлемый.

Финансовым учреждениям для адаптации к работе в новых условиях, для доработки своих внутренних систем и методологий отводиться срок от 3-х месяцев до полугода.

Ольга Лобайчук остановилась еще на двух направлениях защиты прав потребителей финуслуг:

  1. Методология. Это разработка четких правил и требований к банкам на основании директив и регламентов, принятых в ЕС, а также методик их внедрения;
  2. Надзор за поведением на рынке финуслуг потребителей и финансовых учреждений. На протяжении двадцати-тридцати лет система надзора успешно функционирует в США и странах ЕС и дает положительные результаты.

Осуществление надзора за рыночным поведением НБУ планирует проводить:

  • в онлайн-режиме через сбор и анализ, получаемой через сайты финансовых учреждений, заявления, отзывы и жалобы клиентов;
  • через проведение выездных инспекций, которые будут поручены Департаменту выездных проверок – новому надзорному органу НБУ.

Налаживание тесного диалога между НБУ, банковскими и небанковскими финучреждениями в вопросе защиты прав потребителей уже через год способно обеспечить прозрачность на рынке, улучшить качество предоставляемых услуг. Коммуникативный диалог способен изменить враждебное отношение банков к регулятору и создать единую команду для реализации механизмов улучшения работы с клиентами. Итогом данного процесса станет понятный и прозрачный механизм кредитования для потребителей и приход новых заемщиков и финансовая стабильность для банков.

Не стоит рассматривать закон о защите прав потребителей финуслуг, как ненужную и лишнюю нагрузку для финансовых учреждений. Это, прежде всего, вклад в будущее банка, его развитие и стабильность, основанные на доверии клиентов, - подытожила специалист НБУ.

Похожие новости

Володимир (26 років)
подан запрос на

2000 грн

Володимир (26 років)
получен кредит на

2000 грн

n